Семинар «Ознакомление с актуализированными локальными актами»

06.10.2025

 

 В условиях обновления содержания общего образования и необходимости обеспечения единства образовательного пространства на всей территории Российской Федерации особую значимость приобретает вопрос оценивания планируемых результатов, освоения основных образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают единые требования к системе оценки достижения планируемых результатов, предусматривающие использование уровневого, комплексного и системно-деятельностного подходов.

В целях реализации данных требований Институтом содержания и методов обучения им. В.С. Леднева Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по оцениванию предметных и метапредметных результатов, направленные на обеспечение применения критериального подхода к оцениванию различных форм и видов образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно определяет формы текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся. В результате складывается ситуация, при которой в разных образовательных организациях применяются различные формы промежуточной аттестации и подходы к оцениванию текущей учебной деятельности.

Анализ практики свидетельствует о наличии существенных различий в планировании, проведении и учете результатов контрольных мероприятий при определении итоговой отметки. Наиболее распространенным является среднеарифметический подход к выставлению отметок, при котором равнозначное значение имеют результаты текущей работы на уроке и результаты контрольных работ. Такой принцип зачастую приводит к искажению объективной картины освоения образовательной программы. Данные Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) и государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) демонстрируют расхождение на уровне 25–30 % по сравнению с результатами текущего оценивания. Дополнительным фактором, снижающим объективность, являются различия в практике округления отметок, подходах к накопляемости результатов и ликвидации академической задолженности.

В качестве альтернативы среднеарифметическому подходу рассматривается средневзвешенная система оценивания, основанная на определении удельного веса/коэффициента каждого вида учебной работы в формировании итогового результата. Данный подход позволяет учитывать значимость контрольных мероприятий, обеспечивая более объективное и сопоставимое оценивание образовательных достижений обучающихся.

В январе 2025 года на заседании коллегии Министерства образования и науки Чеченской Республики, посвящённом вопросам качества образования в преддверии проведения ВПР, было принято решение о необходимости изучения возможности внедрения средневзвешенной системы оценивания и использования результатов ВПР при проведении промежуточной аттестации.

С 1 сентября 2025-2026 учебного года общеобразовательным организациям Чеченской Республики в целях обеспечения единых подходов к организации системы оценивания, направленных на повышение объективности, сопоставимости и прозрачности результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, рекомендуется использовать результаты ВПР при проведении промежуточной аттестации и внедрить средневзвешенную систему оценивания.